МДОУ детский сад №3 "Теремок" комбинированного вида 

п.Советский Республики Марий Эл

 

 

Сочинялки

      

Дети очень любят стихи. Стихотворная речь легко запоминается. Дети чувствуют музыку поэтической речи,  приучаются                                                                                           слушать гармонию русского слова.                 

      Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, ее ритмичность способствуют воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию музыкального слуха.

      Стихотворная речь должна быть образцом для подражания. Она должна быть содержательна, правильна, интонационно выразительна.

      При целенаправленной работе возможно у каждого ребенка развить поэтический слух: давать им задание на придумывание сказок, рассказов, внимательнее отбирать слова, обращать внимание на эмоциональную окраску, точность словоупотребления, критическое отношение к отбору слов.

      Творческие задания развивают, обогащают словарь детей.

         

Весна-красна пришла,

Детям радость принесла.

Солнышко бросает точки,

Расцветут из них цветочки –

Желтые пушистые комочки!

Угадайте, какие цветочки?

                  Настя Вязкова

 

На полянке вырос

Слабенький росточек.

На головке нежный

Голубой платочек.

Какой это цветочек?

                        Алена Яшмолкина

 

У нас цветок расцвел в саду,

Я к цветочку подойду.

Его срывать не стану,

Пусть цветет для милой мамы!

                    Аня Фунтова 

Вот снежок растаял,

Побежал ручей.

Кораблики пускать

Позову друзей!

Мой кораблик поплывет

В дальние края.

И со мною поплывут

Все мои друзья.

                            Алена Яшмолкина

 

Весной прилетают скворцы –

Голосистые певцы.

Они поют: «Ура, ура,

К нам пришла весна-красна!».

                     Аня Фунтова


Бабулечка милая,

Я тебя люблю.

Сочиню я песенку

И тебе спою!

                         Ирина Казакова

 

 

Первый год обучения

Цели и задачи:

1. Развивать речь, обогащать словарь детей.

2. Учить детей рассказыванию, учить излагать свои мысли.

3. Воспитывать художественный вкус (учить чувствовать ритм, музыкальность, напевность стихотворной речи).

4. Развивать воображение, память.

5. Развивать поэтический слух (учить правильному построению стихотворных строф; учить подбирать рифму).

                          

Второй год обучения

Цели и задачи:

1. Учить детей составлять описательные рассказы; излагать свои мысли.

2. Учить сочинять небольшие стихотворения (продолжать учить правильно строить  стихотворные строки; подбирать рифму).

3. Развивать речь, обогащать словарь детей.

4. Воспитывать художественный вкус (учить чувствовать ритм, музыкальность, напевность стихотворной речи).

5. Развивать воображение, память.                                 


«Родное слово – основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний»

                                                             К.Д. Ушинский.

 

   Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские способности, наклонности и, в первую очередь, способность владеть речью.

   Язык – это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.

   Владеть в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит, владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

   Ребенок с ранних лет жизни рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. Этим он выражает свой внутренний мир, так как  передать его словом он бессилен.

   Окружающая действительность доставляет ребенку обильный материал для расширения детского восприятия, фантазий    и обогащения языка.

   Поэтому педагог, владеющий грамотной правильной речью, должен создавать такие условия, в которых речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно. Этим создавая тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка.

   Любое живое слово, народная песня, сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение будят в душе ребенка художественное впечатление, восторг, радость.

   Ребенок живо отзывается на первые эстетическое впечатления от услышанного поэтического слова. Дети очень любят стихи. Стихотворная речь значительно отличается от прозаической. Она легко запоминается. Дети чувствуют музыкальность, напевность стихотворной речи, ее ритмичность, способствует воспитанию художественного вкуса и музыкального слуха детей.

   Любовь к художественному слову следует воспитывать на лучших образцах родной литературы и поэзии  с самого раннего возраста. Об этом хорошо сказала доктор педагогических наук Е.А. Флерина: «Художественное произведение может помочь не только закреплению и углублению полученных знаний, но может явиться удачным толчком для последующей воспитательной и учебной работы с детьми».

   Так как мы живем в республике Марий Эл, я считаю, что дети мари должны знать свой родной язык, национальных поэтов, чувствовать и понимать своеобразие марийской поэзии, слышать гармонию родного языка. В городах и поселках люди в домашних условиях стараются говорить по-русски, забывая свой язык. Дети мари лишены родной языковой среды общения.  Среди детей ощущается недостаточность знаний об истории и культуре марийского народа.

   Поэтому в детском саду я решила восполнить этот пробел. Для чего создаю условия, в которых дети общались бы по-марийски, узнавали своих национальных поэтов и знакомились бы с их произведениями.

   При целенаправленной работе, действительно, у каждого ребенка можно развить поэтический слух. Дети способны создавать свои стихотворные произведения, соблюдая музыкально-ритмический порядок. Решая эту задачу, я организовала работу кружка с детьми старшей группы «Наши сочинялочки», где совместно с русскими детьми занимались и дети мари.

   Для этого поставила перед собой цель: научить детей сочинять стихи.

Определила такие задачи:

   - Развивать речь, обогащать словарь детей;

   - Побуждать детей выразительно рассказывать;

   - Воспитывать художественный вкус и поэтический слух;

   - Развивать творчество, воображение, фантазию;

   - Прививать уважение и любовь к марийскому языку;

   Воспитывать желание изучать марийский язык посредством творчества детей.

   Тематику перспективного плана связала с датами календаря, сезонностью, учитывала предложения, пожелания детей и родителей. Работа кружка велась очень разнообразно.

   С детьми читали и анализировали детские произведения как русских, так и марийских авторов. Учились составлять описательные рассказы, придумывали сказки, учились выразительно и эмоционально рассказывать. Выполняли и более сложные задания. Подбирали рифмы к словам и словосочетаниям. Например: «кошечка – окошечко», «Леночка мала – в люлечке спала», «Листик пожелтел – с ветки улетел» и т.д.

   Дети стали внимательно отбирать слова, обращая внимание на эмоциональную окраску, точность словоупотребления.

  Творческие задания выполняли и дома со своими родителями. На заданные темы придумывали небольшие стихотворения, к своим произведениям составляли рисунок. Презентацию своих работ представляли на очередном занятии кружка. Получалось очень интересно.

Учитывая то, что у детей словарный запас марийского языка не так велик, и им сочинять стихи на марийском языке сложно, удивительные по своему содержанию стихи детей я стала переводить сама. Затем озвучивала их на занятиях кружка. Дети чувствовали, какую окраску приобретают эти стихи на другом языке.

   Эти творения детей я постоянно использую в своей работе. На занятиях по обучению марийскому языку, помимо рекомендуемых произведений по программе обучения, я читаю эти переведенные стихи. Дети сразу оживляются, внимательно слушают, проявляя нескрываемый интерес и испытывая чувство гордости за своих талантливых сверстников.

   Когда стихов набралось достаточное количество, мы с детьми решили выпустить книжку «Наши сочинялочки». Получилось красочно оформленное издание стихов на русско-марийском языке.

   Эта работа дала хорошие результаты. У детей появился интерес к марийскому языку, они научились сочинять стихи, в которых проявляли свое творчество, фантазию, выдумку.

   Обогатился словарный запас детей, в своей речи стали употреблять художественное слово. Дети стали узнавать произведения марийских авторов. Эту деятельность буду продолжать дальше, и надеюсь, что при дальнейшей работе возможно достичь таких результатов, что дети смогут сочинять стихи на марийском языке.


 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".